Версия сайта для слабовидящих
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Инклюзивное образование

           Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

          Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

-      статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;

-      статья № 43 Конституции РФ;

-      Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;

-      статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц.

Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов: Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.
 

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на: своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;

-      выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;

-      определение оптимального педагогического маршрута;

-      оказание индивидуально-ориентированной помощи;

-      планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;

-      оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;

-      консультативную помощь родителям.

Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей)   и на    основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной программе предметов образовательных областей учебного плана определяются совместно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами психолого-педагогического консилиума Школы. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения, учитывается мнение ребенка.

Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 

Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году» 

Письмо Минпросвещения России от 03.06.2021 № АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации»

Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от  30 июня 2016 г.  N 436н  «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на  по основным образовательным программам на дому»

Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР» 

Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
 

Единые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.

Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Локальные акты регламентирующие обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Положение о порядке обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования  (копия, подписанная электронной подписью)

Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану (копия, подписанная электронной подписью)

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (копия)

Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ «СШ № 38» (копия, подписанная электронной подписью)

Дорожная карта по обеспечению доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов)муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа No 38» города Смоленска (копия)

Паспорт доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (копия)

План мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов объектов и услуг в сфере образования в МБОУ "СШ №38" (копия)

План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов объектов и услуг  сфере образования (копия)

План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг   в МБОУ «СШ № 38» города Смоленска 2016-2030 г.г. (копия)